ПУБЛИКАЦИИ

ОТ ГОЛОЛЁДА СПАСУТ ФЛЕШМОБ И СТРАХОВКА?
09.11.2016

Пока россияне пассивны, коммунальщикам ничто не мешает плохо убирать улицы. Петербург страдает от снегопада. Машины бьются, пешеходы падают, и все дружно ругают местные власти, которые из года в год оказываются не готовы к непогоде. Вроде коммунальщики и показательные тренировки проводили, и уборочную технику журналистам демонстрировали, заверяя, что уж этой-то зимой всё будет в порядке. Но в итоге – «никогда такого не было, и вот опять».

Город накрыл сначала один снегопад, потом второй, более мощный, а в ближайшие выходные там ждут третьего. Медики сразу это почувствовали: в Питере обращений в травмпункты стало больше на треть. А скорая помощь, которую вызывают в особо тяжёлых случаях, 4-5 ноября около 90 раз за день выезжала на травмы, связанные с гололёдом. 7 ноября, когда прошёл второй снегопад, вызовов было поменьше – около 70, но только потому, что на снег падать всё-таки мягче, чем на лёд. Зато за утро 8 ноября скорая помощь 24 раза забирала с улиц пострадавших от непогоды. Вроде эти цифры не так уж велики, но к ним можно смело пририсовывать нолик.

– Надо учесть, что 90 процентов людей обращаются не к нам, а в травмпункты, – пояснили в пресс-службе городской скорой помощи.

Из-за осадков выросло и количество ДТП – 7 ноября в Петербурге и Ленобласти зафиксирована почти тысяча аварий, это в три раза больше, чем в обычные зимние дни.

Социальные сети заполнены то гневными, то ироничными сообщениями о плохой уборке улиц – похоже, люди уже совсем не верят в способность коммунальщиков быстро бороться со снегом и льдом. Хотя способ заставить их работать качественнее вроде бы есть: каждый упавший и получивший травму имеет право потребовать компенсацию через суд. Но этот метод не работает: к Фемиде обращаются единицы.

– У нас это не развито, – подтвердил адвокат юридической конторы Гессена Андрей Тындик. – Суммы, которые присуждают суды, небольшие, они даже не покрывают расходов, связанных с процессом. Это в среднем 5–10 тысяч рублей за моральный вред плюс возмещение понесённых на лечение затрат, а только нанять адвоката – это 20–30 тысяч.
Кроме того, истец должен озаботиться доказательной базой сразу после падения: ему надо зафиксировать место, где он поскользнулся, сфотографировать его, записать адреса и телефоны свидетелей, которые готовы подтвердить в суде, что тротуар не был убран. Затем вызвать скорую помощь или обратиться в травмпункт, а врачи в графе «причина травмы» должны написать, где упал пострадавший и почему.

– В принципе этой записи должно быть достаточно – в таких делах действует презумпция правоты гражданина, раз он сказал, что поскользнулся, значит, так и есть, – напомнил Тындик. – Это коммунальные службы должны доказывать, что причин для падения не было.

На деле презумпция правоты гражданина не работает: судьи чаще руководствуются положением, гласящим об обязанности истца доказывать все обстоятельства своего дела. Так что лучше всё-таки место падения сфотографировать, несмотря на боль от ушиба, а то и перелома.

Следующая преграда – адвокатская контора. Большинство юристов сразу отказываются от дел, в которых мало шансов выиграть большие деньги. Так что чаще всего людям приходится отстаивать свои интересы самим. Хотя иск можно написать в произвольной форме, а примерные образцы таких заявлений висят на стене в любом мировом суде, во время заседаний непрофессионалам приходится нелегко.

– Поэтому граждане неохотно судятся с коммунальными службами, – заключил Тындик. – Они считают, что проблема не стоит траты времени и сил. А была бы лавина исков, мы бы ездили по сухим дорогам и ходили по чистым тротуарам.

Надеяться, что суды станут присуждать большие суммы компенсаций, как на Западе, пока не приходится. Тут, как считают юристы, государственная политика: иначе деньги, которые коммунальщикам выделяют на уборку улиц, придётся тратить на выплаты пострадавшим. В итоге – банкротство компаний и неочищенные дороги. Получается, выхода нет? Мы обречены на заснеженный асфальт и гололёд?

– Выход есть, – подал надежду Андрей Тындик. – Помог бы юридический флешмоб. Если каждый пострадавший хотя бы напишет жалобу в прокуратуру с требованием проверить уборку улиц, коммунальщикам станет проще добросовестно выполнять свои обязанности, чем отбиваться от прокуроров.

Есть и второй способ, доступный пока, правда, только людям с более-менее приличным доходом.

– Сейчас представители даже среднего класса вполне могут позволить себе полисы добровольного медицинского страхования, – объяснил юрист. – Это, во-первых, даст возможность обращаться в случае травмы в хорошую платную клинику, а не в бесплатныйтравмпункт с его очередями и прочими «прелестями». А во-вторых, с жилищно-коммунальными службами потом будут разбираться не обычные граждане, а страховщики – и уж они постараются выбить из них компенсацию понесённых затрат. Они это умеют.


Парламентская газета