ПУБЛИКАЦИИ

КОМАНДУЮЩЕГО ВДВ ПОДСТАВИЛИ ПОД УДАР
20.09.2017

Виновником ДТП с генерал-полковником Андреем Сердюковым, скорее всего, посмертно признают гражданского водителя. Но привели к аварийной ситуации сразу два нарушения военной автоинспекции.

Командующий ВДВ Андрей Сердюков пострадал в столкновении днем 15 сентября на 1420-м километре трассы «Кола» fontanka.ru/2017/09/20/012/. В его автомобиль VolkswagenCaravelle, двигавшийся в составе военной колонны со стороны Мурманска в Печенгу, врезался встречный ChevroletLanos под управлением 44-летнего Олега Карамзина. Генерал-полковник получил травму головы и перелом позвонков, травмированы также его зам генерал-майор Владимир Кочетков, помощник командующего полковник Олег Смыковский, адъютант старшина Андрей Батарев. Олег Карамзин погиб, его жена и двое детей 16 и 17 лет получили различные повреждения. Но основе видеозаписей эксперты «Фонтанки» предположили вину погибшего, но отметили, что, вези военная автоинспекция командующего по инструкции, жить бы всем.

Микроавтобус Сердюкова следовал замыкающим в военной колонне. Вперед шел автомобиль военной автоинспекции с включенными проблесковыми маяками красного и синего цветов и включенным звуковым сигналом. На повороте водитель ВАИ принял решение пойти на обгон, потянув на встречную полосу и кортеж. Гражданские автомобили расступились, кроме Chevrolet. Уходя от столкновения с попутным транспортом, Карамзин вывернул руль влево.

Петербургский эксперт по расследованию ДТП Евгений Тюлькин считает, что объективная вина за аварию лежит на водителе Lanos. Он проигнорировал предупреждение автомобиля ВАИ и, вероятно, нарушил требования пунктов ПДД 1.3 (соблюдение разметки), 9.10 (соблюдение безопасной дистанции), 10.1 (скоростной режим).

«Препятствий для обзора нет, спецсигналы нельзя не заметить, – рассуждает Тюлькин. – Необходимо снизить скорость, прижаться вправо, пропустить спецтранспорт и сопровождаемые им автомобили. Вместо этого делается маневр влево. Полагаю, он совершен на инстинкте – в целях уберечь себя от столкновения с попутным транспортом, подставив под удар правый передний угол своего авто. Если Lanos зарубежной сборки, на нем установлен «черный ящик» (EventDataRecorder EDR). Он записывает действия водителя за пять секунд до ДТП и последующие пять секунд. Можно до миллиметра определить местоположение авто и манипуляции водителя, вплоть до момента нажатия педали тормоза и угла поворота колес. Надо отметить, что военная колонна идет с довольно высокой скоростью. Анализ информации с блока управления Volkswagen покажет, на какой скорости сработали подушки безопасности».

Адвокату Зограбу Габриеляну из видеозаписи показалось, что водитель Lanos пошел на обгон с выездом на полосу встречного движения, и именно этот опасный маневр стал непосредственной причиной ДТП.

«У водителя Volkswagen, в котором ехал командующий ВДВ, технической возможности предотвратить столкновение не было. Время с момента выезда Chevrolet навстречу составляло меньше времени реакции водителя на сложившуюся дорожно-транспортную ситуацию, а именно одной секунды».

Движение «Синие ведерки» на своей странице в Facebookопубликовало свою точку зрения:

«Безусловно, именно участники кортежа сами создали ситуацию, которая была близка к аварийной. Если бы не включили спецсигналы, вынудившие других участников в панике снижать скорость, ДТП скорее всего не произошло бы. И все же, тому, чтобы обвинить всех участников кортежа или тем более водителя главкома ВДВ Сердюкова в аварии, в данном случае препятствует сразу несколько факторов».

По мнению автоюриста Равиля Ахметжанова, водитель Lanos не принял достаточно мер для контроля за движением:

«Водитель авто с проблесковым маяком и сопровождаемые автомобили действительно могут воспользоваться преимуществом, если ему уступают дорогу, но при этом они должны соблюдать требование правил: «Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу». В данном случае водитель машины сопровождения потерял контроль над ситуацией. Поэтому можно полагать, что причиной ДТП являются как непродуманные действия водителя машины сопровождения, так и небрежность водителя встречного авто».

Адвокат Екатерина Кондидатова готова подискутировать: «В соответствии с ПДД и постановлениями, регулирующими применение спецсигналов и движение в колонне, со стороны машины сопровождения все сделано правильно».

Председатель петербургского отделения организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов обратил внимание на движение ВАИ с маяками красного и синего цветов. Согласно пункту 3.1 ПДД, это значит, что кортеж не выполнял неотложное задание (как изначально считалось), а двигался в составе сопровождения.

«Отступать от правил в таком случае могут и автомобили, которые идут в колонне», – уточняет специалист.

По мнению Холодова, Lanos не имел права уходить в сторону – это либо нарушение пункта 10.1 (при возникновении опасности водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки), либо 12.4, запрещающего обгонять через сплошную линию разметки.

Вместе с тем, наряду с правилами дорожного движения действует постановление правительства № 20 от 17 января 2007 года «Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД и военной автомобильной инспекции». Согласно пункту 15, при сопровождении автомобилями ВАИ не допускаются отступления от требований ПДД, связанных, в частности, с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения и превышением установленной скорости движения. Иными словами, перед колонной должны были расступиться, но «вылезать» на встречную полосу она права не имела. То же самое касается превышения скорости, если оно будет установлено в ходе расследования.

По словам Холодова, водитель головного автомобиля сопровождения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но его нарушения не состоят в прямой причинно-следственной связи со столкновением.

Мурманские водители в профильных группах поддерживают погибшего, хотя их оценка аварии носит скорее моральный характер, нежели правовой: «Какая необходимость была лететь по встречке у этой колонны? Если бы военные ехали спокойно колонной и не «щемили» никого, этого бы не было».

Александр Ермаков


Фонтанка.ру