ПУБЛИКАЦИИ

СМЕРТЕЛЬНОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ
20.10.2017

Трагедия в «Пулково», где под бабушкой и полуторагодовалой девочкой обрушился трап, породила новый скандал. Эксперты объясняют, что делать и кто виноват.

«„Пулково“: в аэропорту царит хаос. Так сказал командир судна на 40-й минуте ожидания трапа. „После недавней трагедии с девочкой, упавшей с трапа…“», — такая запись появилась в четверг вечером в «Живом журнале» дьякона Андрея Кураева.

Похожие сообщения стали множиться в соцсетях как грибы после дождя: «Час безуспешных разборок, нервов, беготни. И, плюнув на беспредел со стороны работников аэропорта „Пулково“, мы, купив новые билеты, все-таки летим домой. Уставшие, но не побежденные», «Это смысловые галлюцинации. Как эторазвидеть? Это даже не треш…».

Судя по онлайн-табло, ночью многие рейсы задерживались, часть вылетела с опозданием. Этой историей уже заинтересовалась прокуратура. В ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляющая компания аэропорта) на следующий день заявили, что действительно 11 рейсов были задержаны из-за того, что после трагедии в аэропорту используют меньше самоходных трапов. Однако отметили, что еще свыше 20 рейсов были задержаны по другим причинам — из-за позднего прибытия самолетов, плохих метеоусловий, технических проблем.

«В данном случае все заинтересованные лица должны писать жалобы в контролирующие органы: Роспотребнадзор, прокуратуру. В „Пулково“ задерживают рейсы, при этом мотивируя это безопасностью. Но создают ситуацию с противоположным эффектом — ведь там много пассажиров, в том числе с детьми. О какой безопасности идет речь, если эта ситуация пагубно отражается на их здоровье?» — считает адвокат Андрей Тындик.

О безопасности в «Пулково» заговорили после трагедии, произошедшей 28 сентября. Тогда под бабушкой, которая несла на руках свою внучку, обрушилась часть площадки самоходного трапа. В результате пассажиры упали с высоты более трех метров. Пострадавших увезли в больницу. Бабушка получила переломы и через некоторое время ее перевели на амбулаторное лечение. На восстановление уйдет не меньше двух месяцев. За жизнь девочки врачи боролись две недели. Они сделали все возможное, чтобы спасти ребенка. Но 14 октября девочка скончалась.

На опубликованных на сайте Северо-Западной прокуратуры на транспорте фотографиях видно, что металлическая часть злополучного трапа буквально висит на двух тонких тросах. На самом видном месте конструкции присутствует надпись «Аэропорт Пулково».

Северо-Западное следственное управление СК на транспорте возбудило уголовное дело по п. в ч.2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека). Позднее были задержаны двое подозреваемых из числа работников ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляющая компания «Пулково»): Валентин Чернаенко и Александр Козельский. Козельского, который отвечал за ремонт неисправного пассажирского трапа, суд отправил под домашний арест. А вот Чернаенко отпустил на свободу, отказав следствию в помещении его под стражу.

В пресс-службе «Воздушных ворот Северной столицы» сообщили, что представители аэропорта связались с родственниками и оказали им материальную помощь, а также предложили помочь с организацией похорон. Знакомые семьи подтвердили, что матери девочки перевели деньги, когда ребенок лежал в реанимации. Кроме того, по словам представителя аэропорта, были принесены личные извинения перед семьей.

После инцидента аэропорт начал свое служебное расследование. По словам собеседника агентства, все трапы конструкции, аналогичной задействованному в трагедии 28 сентября, временно выведены из эксплуатации. Они будут вводиться в работу после дополнительной проверки их технического состояния.

Вместе с тем в аэропорту подчеркнули — информация о том, что «единичные задержки» 19 октября были связаны с самоходными трапами, недостоверна. По данным пресс-службы воздушной гавани, в связи с расследованием 11 трапов одной конфигурации были выведены из эксплуатации для оценки технического состояния. Часть из них после подтверждения безопасности возвращены в работу, по оставшимся еще проводится проверка.

Такое объяснение удовлетворило не всех. «Аэропорт работает штатно и не краснеет даже из-за „инцидента“», — такой комментарий появился в группе «Пулково» в социальной сети.

Между тем следственный комитет проводит проверку трапов и в других аэропортах СЗФО. И уже выявил нарушения в Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре, Ярославле и Пскове.

Согласно Воздушному кодексу РФ, ответственность за пассажира, пока он находится на территории аэродрома, несет авиакомпания. «Статья 117 Воздушного кодекса РФ устанавливает положения об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажиру воздушного судна. Ответственность перевозчика действует во все время воздушной перевозки. При этом под воздушной перевозкой понимается период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Таким образом, нахождение пассажира на трапе подпадает под понятие воздушной перевозки, следовательно, возмещать вред пострадавшим будет авиакомпания», — подчеркнул адвокат Владимир Старинский.

Однако стоит отметить, что перевозчики заключают с аэропортами договоры на наземное обслуживание. В этих документах прописан список предоставляемых услуг, к примеру, подача трапа, перевозка багажа, питание и т. д. В данном случае трап принадлежит аэропорту «Пулково» (что последний и не скрывает).

Здесь можно вспомнить трагедию 2014 года, когда во «Внуково» самолет «Фалькон-50» столкнулся со снегоуборочной машиной и загорелся. В итоге погиб экипаж и пассажир — президент нефтяной компании «Тоталь» Кристоф де Маржери.Тогда виновными признали сотрудников аэропорта. В частности, водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко и инженеру Владимиру Леденеву назначили по 4 и 3 года колонии. Однако оба осужденных были освобождены от наказания по амнистии со снятием судимости.

В случае с трагедией в «Пулково» также остается только ждать решения суда.

Никита Кочетов


Росбалт