ПУБЛИКАЦИИ

КАК ИНВАЛИДЫ ТВОРЧЕСКИ ПРОГНАЛИ МАЛЬЧИКА БАНАНАНА
26.11.2017

Сергей Бугаев (Африка) обвиняет «инвалидов творческих специальностей», что те выгнали его из помещения, подаренного, можно сказать, самим президентом. Инвалиды уверяют, что это им, а не какому-то неизвестному Африке давали комнаты близ Эрмитажа.

Художника Сергея Бугаева (Африку) обидели. У его «Школы кураторов» отняли роскошное помещение возле Эрмитажа. Прогнали Африку не злые рейдеры, не противные чиновники, не опасные бандиты. А профсоюз тихих стариков и старушек – «инвалидов творческих специальностей».

До недавнего времени «Школа кураторов» Сергея Бугаева (Африки) занимала помещение в цокольном этаже дома 4 по Миллионной улице. Рядом с Эрмитажем. Из окон можно было любоваться Марсовым полем и Мраморным дворцом. На 142 квадратных метрах разместился целый куст проектов Африки. Он и его единомышленники занимались с детьми-аутистами, там работал центр для трудных подростков имени Святителя Василия Великого. В другие дни собирались художники и писатели. Там же базировался Центр изучения восточной философии с буддийской литературой в свитках.

– Библиотека приехала к нам из Музея Востока имени Козлова! – рассказывает Африка. – Это восточные книги: Индия, Пакистан. Среди них есть такие, каких в мире больше нет нигде. Это было большое помещение, у нас там стояла мебель, одновременно заниматься могли 50 человек.

Всё было бесплатно. Если надо было отправить детей из Петербурга на экскурсию в Москву, я сам заказывал автобус и сам оплачивал. К нам приезжали на экскурсию по Петербургу дети из Луганска. Я даже полгодика сам работал там уборщицей – мыл унитаз за великими писателями.

Сергей Бугаев, он же Африка, – мальчик Бананан из «Ассы», актёр, художник, создававший группу с Тимуром Новиковым, музыкант, работавший с Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным. Доверенное лицо президента Путина. И ничего из этого не помогло ему, когда на помещение на Миллионной улице положила глаз организация под названием Санкт-Петербургский свободный профсоюз охраны окружающей среды «Лукоморье плюс» работников культуры и инвалидов творческих специальностей.

– Я выступаю не за свои утраты и потери, а за несколько очень интересных проектов, которые я опекал, которыми очень дорожу, – переживает художник.

Началось всё в 2011 году. Африка захаживал к другу-художнику, тот арендовал помещение на Миллионной под галерею. Потом друг-художник уехал домой в город Иваново, помещение освободилось. Бугаев подумал, что ему оно тоже подошло бы. Наверное, так думали и многие предприниматели, готовые хорошо платить за аренду 142 метров напротив Эрмитажа.

– Я больше не мог заниматься своими проектами в своей мастерской, потому что всё больше народу приходило, – объясняет Африка свой интерес к помещению. – И я пошёл к начальнику КУГИ в Центральном районе. Он сказал: принесите мне подпись президента, что вам надо дать это помещение.

Может, чиновник и пошутил. Но Африка – человек творческий. То есть бесхитростный. С такими вещами, как подпись президента, не шутит. Он съездил в Москву, встретился с Дмитрием Медведевым и подпись привёз: Медведев похлопотал перед губернатором Валентиной Матвиенко за мальчика Бананана, который, на минуточку, был заодно доверенным лицом кандидата в президенты Путина. После этого между Африкой и комнатами на Миллионной улице оставалось только одно препятствие: требовалось юридическое лицо, чтобы всё оформить.

Тем временем жил в Петербурге и работал профсоюз охраны окружающей среды, работников культуры и инвалидов творческих специальностей. Чем занималась эта богоугодная организация – загадка, но входили в неё люди очень немолодые. Вроде как они помогали другим старикам. Хотя профсоюз и сам нуждался в помощи, и оказывал ему эту помощь Африка. Он знал основателя сообщества – Алексея Свешникова.

– Я зарабатывал на картинах и мог позволить себе практически содержать человека, – уточняет Бугаев.

Именно на «Лукоморье» и решили оформить помещение.

– Я мог зарегистрировать на собственные организации, – замечает Африка. – Но тут появилась юрист Алла Спирина. Она и посоветовала всё оформлять на профсоюз. Якобы у профсоюзов какие-то льготы, хотя на самом деле ничего такого нет.

Алла Спирина по доброте душевной консультировала старичков и старушек из «Лукоморья», там с ней Бугаев и познакомился. И последовал совету юриста. А та выразила готовность помочь Африке по части помещения на Миллионной совершенно безвозмездно. Очень переживала, чтобы всё прошло без сучка и задоринки.

«Я понимаю, что у тебя главное – это творчество, – писала Спирина Африке 3 августа 2011 года по электронной почте (переписка предоставлена адресатом, орфография и пунктуация сохранены), – но ты принимаешь окончательное решение во многих важных вопросах и моя задача показать какие существуют решения. Я юрист и просто обязана консультировать согласно букве закона, просчитать на несколько шагов вперёд юридические последствия… У тебя слишком шикарное помещение… Кто знает, что будет через 10 – 15 лет. Поэтому осторожность не помешает».

Запомним слова «у тебя» – применительно к «шикарному помещению». И до «юридических последствий» регистрации помещения именно на профсоюз мы тоже дойдём. Это была первая «зарубка», чтобы потом выкинуть Африку из «слишком шикарного помещения». Заканчивали письмо Спириной два смайлика.

Через две недели, 17 августа 2011 года, вышло распоряжение КУГИ о передаче помещения «Лукоморью» в безвозмездное пользование бессрочно. Случай для Петербурга уникальный. Даже митьки за свою мансарду на улице Правды что-то символическое платили. А тут – такой царский подарок. Единственным условием было то, чтобы площади использовались под проект «Школа кураторов». В сентябре художники уже завозили на Миллионную имущество.

«Юридические последствия», как писала юрист Спирина, наступили в 2015 году. В профсоюз ветеранов культуры вступила «новая партия старушек» во главе с самой Спириной, разменявшей к тому времени аж третий десяток. Сообщество творческих инвалидов пополнилось и другой молодёжью, в него вошла, например, дочь Спириной. В октябре 2015 года новые участники помолодевшего профсоюза инвалидов впервые пришли на Миллионную улицу, чтобы выселять Бугаева с его «Школой кураторов».

Новая партия старушек

На самом деле, изменения начались ещё раньше. В 2013 году умер создатель и глава «Лукоморья» Свешников. Члены профсоюза пришли на Миллионную улицу, чтобы почтить его память и избрать нового председателя. Присутствовали 34 человека из сорока шести. Был там и Бугаев-Африка – тоже как член профсоюза. Явилась и юрист Спирина. Она предложила увеличить состав учредителей организации, добавив группу новых членов. Оказавшихся по странному совпадению её знакомыми. Но ветераны культуры проголосовали против. Спирина претендовала и на пост председателя, но её и тут прокатили. А выбрали профсоюзного старожила Юрия Дорофеева. В течение двух лет он будет сдавать отчётность, хранить печать, подписывать документы – словом, руководить. И всё это, как выяснится позже, практически нелегально.

На том собрании Спирина сделала вторую «зарубку», чтобы потом торжественно въехать в 142 квадратных метра на Миллионной. Помните, она писала Африке, что «обязана консультировать согласно букве закона» и «просчитать на несколько шагов вперёд юридические последствия»? Просчитать-то она просчитала, но проконсультировать, видимо, забыла. Юрист не подсказала свежеизбранному председателю, что протокол и изменения в организации надо регистрировать в Минюсте. Без этого избрания Дорофеева вроде как и не было.

Потом наступила двухлетняя пауза. Бугаев считает, что Спирина ждала, пока художники сделают в помещении ремонт. В адвокатском бюро Гессена, которое представляет интересы Африки в суде, дают другое объяснение: должен был пройти некий срок давности, после которого ошибку в избрании Дорофеева уже невозможно будет исправить простым письмом в Минюст. Были и другие события, которых Спирина терпеливо дождалась. Например – истечения срока давности по уголовной статье о подделке документов.

В 2015 году в Главное управление Минюста РФ по Санкт-Петербургу поступила просьба о выдаче дубликата свидетельства о регистрации «Лукоморья». Подписан документ был Свешниковым. Умершим, напомним, за два года до этого. Правда, к письму прилагался акт об утрате свидетельства, датированный 2012 годом. Но подписи Свешникова на обоих документах не имеют ничего общего с его подлинным автографом. Оба письма скреплены печатями «Лукоморья». Оригинальная печать хранилась у Дорофеева, тот утверждает, что никому её не давал. Однако у Спириной почему-то потом тоже найдётся печать.

В том же 2015 году состоялось новое собрание профсоюза. Они опять голосовали за избрание председателя вместо умершего Свешникова. Потому что прошлого-то собрания из-за оплошности с регистрацией в Минюсте, повторим, как бы не было. На этот раз присутствовали всего 9 человек, но это уже был кворум. «Новая партия старушек», появившихся в «Лукоморье», хорошо почистила состав профсоюза, исключив тех, кого сочли лишними. Например – Бугаева-Африку.

Это было чем-то похоже на допэмиссию акций, с помощью которой одни члены акционерного общества вытесняют других. Только новые лукоморцы воспользовались самой организационной формой профсоюза: в отличие от акционерных обществ и товариществ, объясняет глава Адвокатского бюро Гессена Андрей Тындик, в профсоюзах размыты и понятие «учредитель», и процедура приёма в члены.

– Ключевое значение во всей этой истории имела организационно-правовая форма юридического лица, на которое было оформлено право пользования помещением: форма профсоюза, – говорит адвокат. – Это некоммерческая организация, которая крайне плохо регулируется сегодняшним законодательством, поэтому крайне уязвима.

Председателем профсоюза новыелукоморцы избрали Аллу Спирину. Которая к этому времени сменила фамилию и стала Аллой Галиной. На этот раз изменения в документах профсоюза были зарегистрированы как полагается. На протоколе красовалась печать «Лукоморья» – та, вторая, откуда-то появившаяся у Спириной-Галиной.

События, связанные с «посмертными» подписями Свешникова и второй печатью, вскроются только с началом активных попыток выгнать «Школу кураторов» с Миллионной. И станет понятно, что тянули с этими попытками не напрасно. В январе 2017 года Следственный комитет возбудит уголовное дело о подделке документов, но выяснится, что срок давности по этой статье истёк. Дело прекратили.

– Хотя здесь можно было бы усмотреть признаки более тяжкого преступления, например – покушения на мошенничество, – замечает адвокат Тындик. – Потому что предполагаемой подделкой документов занимались не ради искусства, а видимо, с целью завладеть правом пользования помещением.

В октябре 2015 года, повторим, помолодевшее «Лукоморье» пришло выселять Бугаева с его «Школой кураторов» с Миллионной улицы. Сопровождала Галину сотрудница Комитета имущественных отношений по фамилии Каширина. Участие чиновницы в этой истории так и осталось загадкой: обычно всё-таки сотрудники КИО не вписываются в выселение на стороне одного из участников конфликта, когда нет даже решения суда.

В феврале этого года Дзержинский районный суд Петербурга отказал «Лукоморью» в иске об изгнании Бугаева. Но в августе Горсуд это решение отменил и иск удовлетворил. Свои роли в этом сыграла предусмотрительность Спириной, подсунувшей когда-то Африке именно профсоюз.

Теперь на Миллионную пришли судебные приставы. Всё имущество и весь инвентарь «Школы кураторов» Африке пришлось перевезти к себе домой. Теперь он живёт среди гор коробок и стопок бумаг.

Последняя его надежда вернуться к занятиям «Школы кураторов» на Миллионной – депутат Госдумы Станислав Говорухин. Он знает мальчика Бананана со времён «Ассы». Африка съездил к нему. Говорухин написал губернатору Полтавченко. Африка ждёт ответа губернатора.

«Школа кураторов» наша «Фонтанка» попыталась получить комментарии Аллы Галиной (Спириной), но связаться с ней по телефону, указанному при регистрации изменений в «Лукоморье», невозможно. Человек, отвечающий по нему, говорит, что его замучили банки: дескать, звонят – пытаются получить невозвращённый кредит с прежнего владельца номера.

Разъяснить ситуацию согласилась член профсоюза Любовь Волкова. По её словам, как раз Бугаев-Африка «отжал» помещение у несчастного профсоюза. А выделяли 142 квадратных метра у Эрмитажа безвозмездно и бессрочно вовсе даже творческим инвалидам.

– Мы получили это помещение на основании документов, – утверждает Любовь Волкова. – Не просто же так! Читайте, как называется профсоюз полностью!

– Это обычная практика, когда инвалидам творческих специальностей дают бесплатно 142 метра на Миллионной улице?

– Не совсем обычная. Но профсоюз имеет право на такое помещение! А что Бугаев? Ну, Бугаев и Бугаев.

– Помещение предоставляли под «Школу кураторов» Бугаева.

– А я могу вам совершенно спокойно ответить: «Школа кураторов» – это наш проект, а не Бугаева.

– В чём он заключается?

– Вот давайте я вам не буду всё рассказывать. Потому что «Школа кураторов» – у нас есть такой проект. И мы его будем делать.

Ирина Тумакова


Фонтанка.ру