ПУБЛИКАЦИИ

В ПЕТЕРБУРГЕ МАТЬ ОСУДИЛИ ЗА ТО, ЧТО ЕЕ ДОЧЬ ОДНА КАТАЛАСЬ В ЛИФТЕ
08.04.2016

В четверг по Петербургу разлетелась странная весть: мать 5-летней девочки осуждена за то, что ее дочка одна каталась в лифте.

- В октябре 2015 года мать ребенка 2010 года рождения оставила дочь в квартире без присмотра. Девочка самостоятельно вышла на лестничную площадку, а затем спустилась на лифте на первый этаж, где была обнаружена одним из жильцов, - рассказали в Прокуратуре Петербурга.

В отношении мамы завели уголовное дело по статье «оставление в опасности». А Кировский суд признал ее виновной и приговорил к шести месяцам исправительных работ условно.
Но испытательные работы – это еще ладно. Все хорошо, что не на нары. Главное, что женщине порядком подпортили биографию: у нее ведь теперь будет судимость, пусть и погашенная. Заслужила?

ОПЕКА ПРОТИВ ПРИГОВОРА

Как выяснила «КП», на исправительные работы отправили 27-летнюю петербурженку по имени Ольга. А в лифте каталась ее дочка Настя. Дело было еще 7 октября.

- Оля выскочила по делам, может, на полчаса или час, - рассказывает нам знакомая осужденной. Сама Ольга общаться с нами категорически отказалась – боится, что приговор ужесточат. По просьбе близких мы не называем ее фамилию.

Полицию, как мы уже знаем, вызвал сосед. Заработала система. Настеньку отвезли в полицейский участок, а оттуда – в Центр социальной и медицинской реабилитации детей, оставленных без попечения родителей, имени Цимбалина. А потом и вовсе – в областной санаторий.

Мама нашлась в тот же вечер. Допросы, показания свидетелей, осмотр «места происшествия» - и папочка с уголовным делом готова. Статья серьезная – «оставление ребенка в опасности».

Как выяснила «КП», она одна воспитывает ребенка. Работает фасовщицей рыбы на одном из петербургских предприятий. Чтобы не тратить на дорогу по три часа, сняла "однушку" неподалеку. Ребенка на время смен оставляет с мамой или няней.

- Чистая квартира, аккуратный ремонт, все для жизни есть, - рассказали «КП» в городских органах опеки. – Ребенок ухожен и здоров.

В ДЕТСАД НЕ ПРОБИТЬСЯ

Почему же Ольга не устроила девочку в детский сад? Как выяснила «КП», Насте нужен садик с логопедической специализацией, но «пробиться» туда Оле пока не удалось. А если бросить работу – на что тогда жить?

В опеке за Олю очень переживают: их представитель в суде с самого начала просила не наказывать ее строго, но свое веское слово сказала прокуратура.
- Конечно, она была неправа, нельзя ребенка оставлять одного. Но зачем же так строго? – удивляются в опеке. – Ее не нужно судить, ей нужно помочь.

Впрочем, сама мама к приговору отнеслась спокойно. Главное, что ей вот-вот разрешат забрать Настю домой. В органах опеки сообщили, что препятствовать не будут.

А как же быть с исправительными работами? Как выяснила «КП», исправительные работы условно – это значит, что сейчас никакого наказания вообще не будет. А вот если Ольга еще раз провинится, то поработать на государство все-таки придется.

В общем, приговор формальный. Судья мог бы простить нашу героиню, но решил проявить принципиальность.

И теперь у Ольги судимость навсегда. А детского садика у Насти как не было, так и нет.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

«Не застрахован никто»

- Я считаю, что судья мог бы и оправдать Ольгу, - рассказал «КП» юрист Андрей Тындик. – Но проблема в том, что уголовное правосудие носит у нас карательный характер. У нас приговоры раздаются направо и налево.

Да, есть такое понятие – погашенная судимость, но де-факто это не работает. Все равно навсегда во всех базах Ольга будет проходить как судимая. Жаль, что судья не увидела в этом гуманитарной проблемы. О том, что теперь и жизнь ребенка поменяется, она, наверное, не думала. Это и для девочки – приговор.

- Но ведь под эту статью – «оставление в опасности» - можно подвести половину российских мам. Скажем, моему ребенку 10 лет, он берет велик и едет во дворе кататься…

- … и если какой-то доброхот позвонит в полицию, а опека не захочет разбираться, и прокуратура подключится, – да, точно такое же дело заведут, и будут судить. Особенно если рядом где-то крупная дорога или, не дай бог, ребенка собьют.

Поймите, что эта статья сейчас применяется как дубинка. При желании и родителей 17-летнего можно осудить - он же несовершеннолетний.

И потом, конкретно в этой истории – скажите, в чем конкретно опасность для ребенка была? Да, она была одна дома и в лифте – но состава преступления нет. Это презумпция виновности в действии: раз мама оставила одну, значит – все, в опасности ребенок. И никто не хочет разбираться по существу, и нет состязательности в суде. Судье вообще все равно.

- Как же обезопасить себя от такого правосудия?

- Привяжите ребенка к своей руке и никуда не отпускайте. Вв остальных случаях – не застрахован никто.

Александра Крылова


Комсомольская правда