ПУБЛИКАЦИИ

КУДА УШЛА АФОНСКАЯ ДЕСЯТИНА
25.05.2016

Фонд монастыря на Афоне, в восстановлении которого невольно участвовали петербуржцы, не может расплатиться с долгами. К нему подан иск о банкротстве. Цена вопроса - десятина.
28 мая президент Путин и патриарх Кирилл дадут старт празднованию 1000-летия русского присутствия на греческой горе Афон. Для торжеств выбрано культовое для православных место – Пантелеимонов монастырь. Его восстановление патронировало высшее политическое и духовное руководство страны. Пожертвования превысили миллиард рублей. Фонд, который аккумулировал деньги, в том числе, петербургских налогоплательщиков, оказался под угрозой банкротства за долг, равный десятой части собранных средств.

Торжества по случаю 1000-летия русского монашеского присутствия на греческом полуострове Халкидики были запланированы в российских светском и православном календарях давно. Стоит там, на высокой горе Афон, монастырь святого Пантелеимона, также известный как Россикон. Традиционно считается «русским». В конце 19-го века перешел под фактический контроль Русской православной церкви, можно сказать, что к возрождению традиций причастен сам Владимир Путин, посетивший Афон в 2005 году.
В 2011-м по инициативе тогдашнего главы государства Дмитрия Медведева и патриарха Кирилла был создан Международный фонд восстановления Пантелеимонова монастыря (ФПМ). В состав учредителей вошли правительство Петербурга, мэрия Москвы, патриархия, фонд Андрея Первозванного и сам монастырь. Попечителями и благотворителями значились лица и компании, которых знает каждый подросток. Деньги на восстановление монастыря собирались всем миром. Невольно поучаствовали и петербуржцы. В конце января 2014 года «Фонтанка» рассказала про афонскую десятину петербургского бюджета. Госпредприятия обходными путями пополнили счет фонда монастыря на 17 млн рублей. Прокуратура признала пожертвования незаконными. Настаивать на возвращении денег не стала по понятным причинам – дело богоугодное.

Но осталось в этой богоугодности место тому, что в западной культуре выражено двумя словами – justbusiness. К восстановлению монастыря были привлечены многие компании. Одна из них, столичная «Спецтрансрегионстрой» (СТРС), в 2012 году выполнила на Афоне проектные и изыскательские работы. В заключенном контракте Пантелеимонов монастырь выступил благополучателем, фонд — инвестором-благотворителем.

Как следует из картотеки арбитражных дел, ФПМ нарушил условия контракта и не заплатил компании 111,5 млн рублей. СТРС терпел долго, но не терпели его кредиторы. У компании накопилась дебиторская задолженность, на нее подали в суд и признали банкротом. В июле 2014 года в отношении «Спецтрансрегионстроя» была введена процедура наблюдения, в список кредиторов вошли 25 юрлиц.

«Деньги были нам необходимы как воздух, но нас подвела нерешительность. Мы считали неэтичным судиться с фондом по восстановлению святыни», – признался в беседе с «Фонтанкой» бывший управленец компании.

Процедура внешнего наблюдения предусматривает поиск источников выплаты. В 2015 году уже обанкроченный СТРС подал в арбитражный суд Москвы иск к ФПМ. 25 декабря судья Козленкова его удовлетворила, постановив взыскать с фонда в пользу ООО «Спецтрансрегионстрой» долг – 111 млн 552 тысячи 035 рублей, проценты за пользование чужими деньгами, расходы на юриста и государственную пошлину 200 тысяч в доход федерального бюджета.

Фондом решение не оспаривалось и через месяц, в январе 2016-го, вступило в силу.

В марте 2016 года на заседании попечительского совета ФПМ Дмитрий Медведев, по оценкам которого в виде пожертвований собрано свыше миллиарда рублей, аккуратно отметил: «Восстановление монастыря идет неплохими темпами, несмотря на то, что существуют экономические трудности».
А деньги на счет «Спецтрансрегионстроя» не поступали. Компания обратилась в суд о признании ФПМ несостоятельным (банкротом).

19 апреля 2016 года судья Козленкова выдала исполнительный лист о принудительном взыскании долга с фонда. 16 мая документ был предъявлен в банк, в котором открыт счет ФПМ.

«Банк должен был перечислить сумму на следующий день, – сказала «Фонтанке» внешний управляющий СТРС Анастасия Порохова. – Однако этого не произошло ни 17-го, ни 18-го».

А 19 мая, за девять дней до приезда Путина на Афон, ФПМ подал кассационную жалобу на решение арбитражного суда Москвы. Несмотря на то, что сроки ее подачи были пропущены, и по закону необходимо сначала добиться их восстановления, апелляционная инстанция приняла жалобу. В тот же день все та же Козленкова вынесла определение.

«Исполнительный лист, выданный до вступления в силу судебного акта, является ничтожным и подлежит отзыву», – указала судья, сама себе противореча.

По словам главы юридической конторы Гессена Андрея Тындика, суд, конечно же, не вправе отзывать исполнительный лист, выданный по вступившему в законную силу решению.

Как пояснила «Фонтанке» Анастасия Порохова, она инициирует жалобы на суд и банк: «Моя работа – внешнее управление. В плоскости исполнения решения суда находятся интересы 25 кредиторов».

На фоне финансовых неурядиц фонда Георгий Полтавченко, входящий в общественно-попечительский совет ФПМ, подписал постановление о выходе Смольного из состава учредителей. Вице-губернатор Игорь Дивинский, состоящий в совете учредителей фонда, заверил «Фонтанку», что Смольный не руководствовался информацией о денежных претензиях СТРС и инициацией процедуры банкротства.

«Просто фонд свою функцию выполнил, так как создавался для подготовки к празднованию 1000-летия русского присутствия на Афоне, а основные работы по реконструкции монастыря завершены», – уточнил вице-губернатор.

На сайте фонда по-прежнему действует рубрика «Пожертвовать». В ней пользователю выражается благодарность за бескорыстную помощь в восстановлении монастыря святого Пантелеимона.

Александр Ермаков


Фонтанка.ру