ПУБЛИКАЦИИ

ЧТО ДОРОЖЕ НАД СИНАЕМ
31.10.2016

Погибший год назад в Египте рейс 9268 оценен материально. Жизни 224 человек стоят меньше разрушенного самолета. Пожертвования россиян семьям погибших зависли у спасателей.

31 октября при выполнении рейса № 9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург у города Эль-Ариш на Синайском полуострове потерпел крушение самолет А321 компании «Когалымавиа». Несмотря на международный статус перелета, к погибшим применены национальные правила страхования. Пока Россия не ратифицирует Монреальскую конвенцию, сотни жизней будут обходиться дешевле «железа». За погибший «аэробус» страховая выплата составила в три раза больше, чем за 224 пассажиров и членов экипажа. Родственникам могла бы помочь поддержка россиян в виде пожертвований, но и спустя год денежные средства хранятся у организации, которой покровительствует Сергей Шойгу.
Причиной катастрофы, в которой погибли 217 пассажиров (в том числе 25 детей) и 7 членов экипажа, стало разрушение в воздухе от взрыва бомбы. Спецслужбы подтвердили теракт. Он был признан страховым случаем.

Компания «Когалымавиа» страховала свои имущество и ответственность перед пассажирами в «Ингосстрахе». За полную гибель А321-200 она получила более 23 млн долларов (1,5 млрд рублей).

На сегодняшний день страховая выплата за вред жизни пассажира на российском воздушном судне составляет 2 млн рублей. Как сообщили «Фонтанке» в «Ингосстрахе», по состоянию на 20 октября 2016 года выплата родственникам погибших в катастрофе на Синае составила 404,8 млн рублей.

«Выплаты обязательного страхового возмещения осуществлены в пользу родственников 216 пассажиров», – уточнил «Фонтанке» директор по связям с общественностью страховой компании Карен Асоян.

Члены экипажа А321 стоят особняком. На них распространяется трудовая страховка. Исполнительный директор благотворительного фонда «Рейс 9268» Александр Войтенко в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис] рассказал, что семьям летчиков и бортпроводников выплачено по 100 тысяч рублей.

После тяжелых процедур опознания и документального признания потерпевшими по уголовному делу, возбужденному по факту крушения воздушного судна, вопрос о финансовом возмещении человеческих потерь был неизбежен. В феврале 2016 года интересы родственников желал представлять адвокат Игорь Трунов. Он оценивал совокупную выплату в 500 млн долларов.

Рассуждения об астрономических для российской действительности суммах опирались на международную практику. В 2003 году вступила в силу Конвенция для унификации некоторых правил международных перевозок (Монреальская конвенция). Она предусматривает безусловную выплату за погибшего пассажира. Расчетной валютой приняты SDR (SpecialDrawinfRights, или специальные права заимствования). Они эмитируются Международным валютным фондом и имеют свой курс. На 29 октября 2016 года один SDR стоит более 86 рублей. По Монреальской конвенции минимальная выплата за погибшего на международном рейсе составляет больше 110 тысяч SDR, не считая компенсации морального вреда. Например, страховая компания Allianz выплатила 110 миллионов долларов родственникам пассажиров рейса 370 «Малайзийских авиалиний» из Куала-Лумпура в Пекин. Boeing-777 пропал в марте 2014 года. На нем летели 239 пассажиров. Средний размер компенсации составил 460 тысяч долларов.

«Это адекватные суммы, так как логика подсказывает, что сотни жизней не могут стоить дешевле «железа», – считает соучредитель организации при оказании помощи пострадавшим в авиакатастрофах «Прерванный полет» Виталий Юсько. Она была создана после гибели рейса 612 Анапа – Санкт-Петербург под Донецком 22 августа 2006 года.

Россия не ратифицировала Монреальскую конвенцию, но международные перевозки, как говорили Трунов и другие юристы, не могут осуществляться без международных договоров страхования, в которых прописаны суммы выплат, сопоставимые с «монреальскими», а не российскими.

Родственники пассажиров рейса 9268 признались «Фонтанке», что переговоры с Труновым имели место, но сотрудничество не состоялось. О причинах они умалчивают. Трунов предрекал, что «Ингосстрах» будет минимизировать расходы, оперируя российскими условиями страхования, и предлагать мировые соглашения с выплатой по 2 млн рублей (по договору страхования ответственности перевозчика) и по 600 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Это меньше, чем присудили оставшейся в живых жительнице Омска после столкновения с танком.

Унифицированная компенсация

Как следует из банка данных ГАС «Правосудие», родственники погибших приняли предложение «Ингосстраха». С весны 2016 года и по настоящее время судами Петербурга и других регионов утверждаются мировые соглашения.

"Всего, по состоянию на 20 октября 2016 года, судами РФ утверждены 82 мировых соглашения по искам родственников к нашей компании и авиаперевозчику «Когалымавиа»", – об этом «Фонтанке» сообщил представитель страховщика Карен Асоян.

Тексты мировых соглашений имеют типовую форму. В них четыре основных пункта. Это собственно страховая выплата – 2 млн рублей. Компенсация морального вреда одному члену семьи на одного погибшего – 600 тысяч рублей. Возмещение расходов на погребение – до 35 тысяч. И компенсация утраченного багажа – до 25 тысяч. Как следует из опубликованных текстов соглашений, моральный вред компенсируется не более чем трем родственникам погибших, поэтому совокупные выплаты за катастрофу вряд ли превысят 1 млрд рублей (400 млн страховки и примерно столько же на компенсацию морального вреда, если учитывать выплаты трем родственникам по каждому иску).

Унификация компенсации морального вреда – не прецедент в авиакатастрофах. Виталий Юсько в беседе с «Фонтанкой» вспомнил, что компания СОГАЗ предлагала соглашения о выплате 300 тысяч рублей родственникам жертв рейса Анапа – Петербург.

«Мы не согласились, пошли в суд в индивидуальном порядке и добились выплат от 40 – 70 тысяч (тети и дяди) до 600 – 650 тысяч», – уточнил Юсько.

Мировые соглашения применялись после крушения самолета «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 года в Перми. Повышенная выплата, более 10 млн рублей, была произведена только близким генерала Геннадия Трошева.

Адвокат Андрей Тындик сказал «Фонтанке», что нормативных расчетов определения морального вреда нет.

«У нас, да и в любой стране, это вещь эфемерная, – говорит Тындик. – Кто-то при смерти от ситуации с потерей родственника, кто-то легче пережил. Другое дело, что моральный вред принято подтверждать. Медсправки предоставлять об обращении к психологам и неврологам. От этой обязанности родственники погибших на Синае, насколько понимаю, были избавлены. И стоит признать, что компенсация в 600 тысяч рублей для России – это довольно много».

В судебных актах указывается, что соглашение является полным и окончательным урегулированием всех, без исключения, требований, претензий. И «никакая ошибка в отношении характера или степени вреда не сможет явиться причиной толкования настоящего мирового соглашения как спорного или недействительного, или явиться основанием для его аннулирования».

Карен Асоян на запрос «Фонтанки» уточнил, что после заключения мирового соглашения и осуществления денежной выплаты к компании переходит право требования убытков к третьим лицам, которые ответственны или могут быть ответственны за происшествие.

Расследование катастрофы продолжается. В августе 2016 года египетское минобороны сообщило о ликвидации лидера террористической группировки «Ансар Бейт аль-Макдис», причастной, по версии разведслужб, к подрыву самолета. Как заявлял министр транспорта России Максим Соколов, в соответствии с международными требованиями IKAO за безопасность отвечает государство той страны, в которой находится объект транспортной инфраструктуры, в частности аэропорт, поэтому египетские службы тоже несут ответственность. Не исключено, что именно к ним «Ингосстрах» и «Когалымавиа» предъявят исковые требования в порядке регресса.

Попытки взыскивать с перевозчиков и страховых суммы по международным меркам Петербургу знакомы. В 2010 году женщина, потерявшая дочь и трех внучек в результате гибели 612-го рейса, подала к перевозчику иск о компенсации морального вреда на 37,9 млн рублей за каждого погибшего. Она исходила из оценки стоимости жизни, которая и должна, по ее мнению, служить критерием определения размера причиненного вреда. Истице присудили по 600 тысяч.

В отдельных случаях, судя по мировым соглашениям, с которыми ознакомилась «Фонтанка», родственникам удавалось включить компенсацию за потерю кормильца. Она рассчитывается индивидуально и может составлять несколько миллионов рублей. В некоторые мировые соглашения включены затраты на санатории, лекарства, международную мобильную связь, переезды.

Не обошлось и без внутрисемейных коллизий. Петербуржец Сергей Григорьев потерял 12-летнюю дочь и бывшую жену. Из-за алиментных распрей теща Григорьева решила признать его недостойным наследником, лишить права на страховку в 2 млн рублей за дочку и, соответственно, получить свое право на эти деньги.

Зеленогорский суд отчасти внял тещиным доводам. Григорьев, согласно Гражданскому кодексу, является наследником первой очереди, и этого статуса у него не отнять. Бабушка не смогла подтвердить, что внучка находилась у нее на иждивении, но вместе с тем суд счел возможным отнести ее к выгодоприобретателям и разделил 2 млн поровну – между тещей и зятем. Это решение не понравилось обоим, и они подали апелляционные жалобы.

Горсуд посчитал, что отстранить наследника первой очереди от получения страховой выплаты нельзя, потому как нельзя утверждать, что отцу-алиментщикуне может быть причинен вред в связи со смертью дочери. Суд не усомнился, что бабушке тоже причинен вред, но выгодоприобретателем ее признать нельзя, так как девочка не находилась у нее на иждивении.

«Бабушка не имеет права на получение страхового возмещения за погибшую внучку», – резюмировал суд и вернул отцу право на 2 млн.

Пожертвования не дошли

В ноябре 2015 года был запущен медиамарафон для помощи родным и близким погибших в катастрофе самолета А-321. Его объявляли по федеральному телеканалу и крупной радиостанции. Электронный кошелек в виде своего расчетного счета представила организация «Российский союз спасателей» (РСС). «Мы призываем жителей России принять активное участие в данной акции. Граждане, утратившие в результате страшной трагедии своих близких, переживают большие потрясения. В этой ситуации ни один житель нашего государства не может оставаться равнодушным к беде», – пестрели объявления на сайтах РСС.

Если жертвователь не указывал конкретную сумму, после отправки SMS у него автоматически списывались 50 рублей.

К лету 2016 года электронный кошелек был закрыт. Он собрал более 3 млн рублей. Деньги по-прежнему лежат на счете Россоюзспаса.

Председатель высшего совета организации Сергей Щетинин подтвердил заминку. «Мы просили администрацию Петербурга помочь с организацией перевода средств, – говорит он. – Нас переправили в фонд «Рейс 9268». Мы обратились: предоставьте нам список нуждающихся. А они нам говорят: переведите деньги на счет фонда, мы сами разберемся. Не вопрос. Но нужен договор, с указанием конкретных фамилий получателей. Мы за каждую копеечку должны отчитаться. Деньги на нашем счете, жертвователи переводили их, видя наши расчетные данные. Дайте нам список наиболее пострадавших, и по договору деньги в течение секунд уйдут. Вы не подумайте, я доверяю фонду, но надо соблюсти букву закона. В крайнем случае, предоставьте фамилии родственников всех погибших, мы переведем поровну. Третий вариант – перевести деньги на памятник. Но для этого нужно согласие телеканала, который выступал организатором медиамарафона. Просто так скидывать деньги – нет, не будем».

В фонде «Рейс 9268» условие Россоюзспаса называют странным.

«В катастрофе погибли члены 150 семей. Переводить им по 20 тысяч – это смешно, – говорит исполнительный директор фонда Александр Войтенко. – У каждой семьи разная ситуация. За этот год случались похороны. Мы помогали. Отчеты обо всех тратах мы выкладываем на сайте. Все семьи включены в обсуждение вопросов. Неохваченных у нас нет. Решения принимаются коллективно. Россоюзспас говорит, что деньги собирались на помощь родственникам. Мы говорим: «Хорошо. Мы родственники. У нас есть счет». Но пока переговоры в тупике».

Российский союз спасателей – общественная организация. Ее почетным президентом является Сергей Шойгу. Президентом – его бывший заместитель, а ныне сенатор Юрий Воробьев. РСС объединяет спасательные формирования России. Кроме общественной деятельности он осуществляет и иную – является 100-процентным учредителем и соучредителем ряда коммерческих организаций. Например, компания «Сервис безопасности» исправно выигрывает конкурсы госучреждений на монтаж пожарных систем оповещения и по их техобслуживанию. В числе заказчиков – ФСО (контроль и обслуживание опасных производственных объектов), ФСБ, ФСИН.

Другая аффилированная с РСС компания, «Группа содействия Дельта-центр», заявляет о себе как о лидере рынка аварийных комиссаров и независимой автоэкспертизы, предоставляет различные программы для рынка автострахования. Судя по информации на сайте фирмы, сотрудничает с крупнейшими страховщиками России.

Россоюзспас имеет также долю в ООО «Сервис безопасности по Центральному региону». Выручка компании в 2015 году составила 77 млн рублей, в рамках госконтрактов поставляет автономные установки пожаротушения. Гендиректор ООО Вячеслав Каврусов известен как руководитель и совладелец компании «Альянс Мониторинг». Это разработчик и поставщик систем противопожарной безопасности. Тесно сотрудничает с МЧС (как указано на сайте компании), в число объектов АМ входят Государственный Кремлевский дворец, Ледовый дворец на Ходынке, ГУ МЧС по Москве, здания Мосэнерго.

Отделения Российского союза спасателей получают субсидии. Например, в Башкирии в этом году местное отделение получило 675 тысяч рублей. Сахалинскому РСС выделены 400 тысяч за участие в патриотическом воспитании. В Пскове РСС в 2013 году получал 250 тысяч за проект «Первая помощь».

Без федерального финансирования РСС тоже трудно представить. В ноябре 2015 года на сайте СовФеда размещено интервью Юрия Воробьева газете «Новые известия». В нем, частности, сенатор говорит:

«Нам дали грант, эквивалентный одному миллиону долларов, который мы направили на разработку портала «Доброволец.ру» (dobrovolec.ru), позволяющего объединить энтузиастов движения...»

Сайт создан в 2006 году на платформе MicrosoftSharePoint, принадлежит Россоюзспасу, содержит четыре раздела. Они почти пусты. В разделе «Новости» последнее сообщение датируется 17 ноября 2015 года. Оно посвящено сбору средств семьям пассажиров рейса 9268.

Разработчиком сайта указана компания «КРОК». Замгендиректора компании по работе с госсектором Татьяна Толстова ответила на запрос «Фонтанки»:

– «КРОК» действительно вела работы над сайтом "Доброволец.рф". Это была одна из социальных инициатив компании, которая подразумевает безвозмездную помощь порталу. Наша команда модернизировала функционал существующей версии. Работа над проектом была закончена в 2015 году.

Александр Ермаков


Фонтанка.ру