ПУБЛИКАЦИИ

САМИ МЫ МЕСТНЫЕ. КАК РЕГИОНЫ ЗАЩИЩАЮТ СВОИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
07.08.2019

Законодатель вводит в интеллектуальное право новое понятие — "географическое указание", которое, по мнению экспертов, может помочь региональным коммерсантам. Однако реальную оценку этой новации даст только практика.

В гражданском законодательстве используется такой термин, как наименование места происхождения товара (НМПТ). Однако, по оценке авторов законопроекта, среди которых и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, сегодняшняя ситуация не позволяет в полной мере использовать весь потенциал, заложенный в этом понятии. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что в нашей стране на сегодняшний день действует 170 регистраций НМПТ, 135 из них — российские. При этом в Евросоюзе, как отмечают авторы законопроекта, "охраняется более 3 тыс. географических указаний и наименований мест происхождения товаров".

Изменить ситуацию, по замыслу авторов законотворческой инициативы, может введение нового понятия — "географическое указание". "Этот термин, или, как его называют многие комментаторы, "региональный бренд", — обозначение, указывающее на географический объект, на территории которого товар изготавливается, обрабатывается или перерабатывается. При этом на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из существенных стадий производства товара", — поясняет старший юрист юридической конторы Гессена Георгий Мелков.

В конце июля этого года Владимир Путин подписал закон, вводящий новое понятие в гражданское законодательство, — "географическое указание" как самостоятельный объект интеллектуальных прав.

Мягче, еще мягче

При регистрации географического указания будут предъявляться более мягкие требования, чем при НМПТ, что, по замыслу законодателя, в том числе может помочь развитию региональных бизнесов. Географическое указание имеет ряд принципиальных отличий от товарного знака. "Это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, или производное название, которое стало известно в результате его использования в отношении определенного товара. У данного товара должны быть особые свойства, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. В качестве примера можно привести "Астраханские арбузы", "Алтайский мед", "Елецкие кружева", — поясняет управляющий партнер юридической компании "Усков и партнеры" Светлана Ускова.

При регистрации НМПТ заявители сталкиваются с необходимостью доказывать именно уникальные и неповторимые свойства их товара в привязке к месту производства. Это затруднительно, к примеру, потому что зачастую они носят умозрительный характер (особенно применительно к различного рода вкусовым характеристиками продуктов питания и напитков). Кроме того, как отмечает Георгий Мелков, есть такие уже сформировавшиеся в сознании потребителя региональные бренды (старорусская соль, крестецкая строчка, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, якутские алмазы, золото Костромы и т. д.), которые невозможно зарегистрировать как НМПТ ввиду жестких требований именно к уникальности характеристик и порядку их подтверждения.

И традиции станут брендами

Под локальным брендом часто понимают товарные знаки, в состав которых входят географические названия. Чаще всего такие обозначения, отмечает Светлана Ускова, используются в сфере туризма для привлечения людей в регионы. "Мы регистрировали на имя ООО "Корпорация по развитию туризма Республики Коми" товарный знак "КОМИ эко республика", — приводит пример она.

Вторая распространенная категория таких регистраций — это получение охранного документа на имя Торгово–промышленной палаты и последующее предоставление права использования на основании лицензионных договоров. "Есть регистрация комбинированного товарного знака "Настоящий вологодский продукт" (все слова признаны неохраноспособными, охраняется только изображение). Его правообладатель заключает лицензионные договоры с теми лицензиатами, качество продукции которых соответствует определенным стандартам. То есть ряд региональных брендов защищены как товарные знаки", — добавляет юрист.

Регионы стоят за своих

Региональные бизнес–омбудсмены признают полезность для предпринимателей нового инструмента интеллектуального права. "На территории Ленинградской области производится достаточное количество уникальных товаров, среди них "Копорский иван–чай", кондитерские изделия "Любимый край", "Ивангородская минога", "Свирское кружево", — поясняет уполномоченный по правам бизнесменов Ленобласти Елена Рулева.

А бренд "Санкт–Петербург" настолько популярен, что городской парламент принял закон, ограничивающий его использование юридическими лицами. "В первую очередь этот шаг направлен на недопущение использования названия города в названиях частных компаний, желающих подчеркнуть свою мнимую причастность к официальным структурам", — пояснил уполномоченный по правам бизнесменов Санкт–Петербурга Александр Абросимов.

Оба региона стараются защитить местных производителей. Введена своеобразная сертификация, "Сделано в Санкт–Петербурге", которую проводит городская администрация. С 2002 года в Северной столице проходил конкурс "Сделано в Петербурге", в котором приняли участие более 400 компаний. В 2018 году правительством города учрежден почетный знак "Сделано в Петербурге", вручаемый за развитие и продвижение промышленного потенциала города. Похожая ситуация и у соседей: в 2016 году введена сертификация — "Создано в Ленинградской области". В 2018 году девять производителей получили этот знак качества, в том числе предприятия сельского хозяйства, компании по производству пастеризованного молока, хлеба, чая и кормов для животных.

ГЕОРГИЙ МЕЛКОВ, старший юрист юридической конторы Гессена:

«Для нашего бизнеса регистрация региональных брендов даст возможность использовать слово «петербургский» при выводе товаров на рынок. Главное, чтобы это использование было действительно обусловлено местом производства товара».

Дмитрий Маракулин


Деловой Петербург