ПУБЛИКАЦИИ

КАЧЕСТВЕННЫЙ СДВИГ
01.03.2016

На деловом завтраке с партнерами редакции журнала «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» прозвучали предложения о важных задачах, которые необходимо решить игрокам рынка.
В строительном бизнесе риски лишь растут. Нивелировать их, по мнению участников рынка, можно, ориентируясь на современные методы управления, которые предполагают высокие требования к качеству работ и жесткую дисциплину, в том числе и при взаимодействии с партнерами.

Традиционный деловой завтрак с партнерами редакции журнала «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в этом году проходил в ресторане «Арка».

Руководители строительных, финансовых, страховых и юридических компаний, общественных объединений обозначили проблемы, которые, с их точки зрения, могут препятствовать развитию строительного комплекса. Участники встречи предложили варианты нивелирования рисков, обозначили первостепенные задачи, которые предстоит решить игрокам рынка.

Вкус кризиса

Строительная отрасль вопреки негативным прогнозам жива. Локомотивом в ней остается жилищное строительство, констатировал президент «ЛенОблСоюзСтроя» Георгий Богачев. «Как ни парадоксально, но по итогам 2015 года некоторые областные застройщики даже увеличили объем продаж жилья, что, конечно, фантастика. Госпрограмма ипотечного кредитования, стимулирующая спрос, стала идеальным инструментом поддержки отрасли, не требующим дополнительных денежных средств для спасения кого бы то ни было, – отметил он. – Между тем тенденции в отрасли складывают тревожные, особенно в бюджетном строительстве». По его словам, зачастую деньги остаются наверху пирамиды – у заказчиков, генподрядчиков, где возникают технические или реальные банкротства. При этом исполнитель работ остается без денег».
«Мы вернулись в 90-е годы. Нередко приходится сталкиваться с обманом и сложностями во взаиморасчетах, – признает генеральный директор ЗАО «Трест № 68» Александр Быков. – Поэтому при выборе заказов мы очень осторожны, внимательно изучаем предложения, партнеров, прежде чем решить, следует ли нам включаться в работу».

Между тем генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Елена Лашкова оптимистична. «Есть в сегодняшней рыночной ситуации и положительные стороны, – утверждает она. – Мы избавляемся от огромного количества денег, при помощи которых можно было решать любые вопросы, что развращало. Теперь станет очевидным, кто профессионал».

Безусловно, работать в условиях кризиса сложно, но сохранить позиции на рынке, по мнению руководителей компаний, возможно, только предъявляя высокие требования к себе и партнерам.

«Выжить можно за счет введения военной дисциплины в собственной компании с точки зрения соблюдения графиков, качества выполняемых работ, предъявления более жестких требований к подрядчикам и поставщикам. Но, конечно, хотелось бы внятных правил, регламентирующих строительное производство. Так, чтобы участники рынка, наши потенциальные партнеры могли оценить, на что мы способны. Но система аукционов и конкурсов не способствует этому», – определила одну из острых проблем отрасли Елена Лашкова.

Действующую систему торгов надо менять, дополнил мысль Александр Быков. «Аукцион необходим для повышения требований к работам, срокам их исполнения, качеству, а не только для понижения стоимости подряда. В итоге многие объекты остаются незавершенными», – отметил он.

По мнению генерального директора ПИ «Геореконструкция» Алексея Шашкина, главная проблема в том, что в России специалист уравнен в правах с неспециалистом. «На старте выбирают компанию условного Пупкина, предложившего наименьшую цену, а потом приходят к нам, чтобы спасти ситуацию, когда уже нет ни времени, ни денег – все съел Пупкин, который априори банкрот», – образно описывает действующую систему конкурсов Алексей Шашкин.
Включение в закупочную документацию требований к участнику закупки в части наличия собственного персонала, техники, обособленного подразделения на территории Ленинградской области, опыта производства аналогичных работ на данной территории часто расценивается контролирующими органами как излишние требования, ведущие к ограничению конкуренции, отметила заместитель генерального директора по капитальному строительству АО «ЛОЭСК» АлияФистюлева. В итоге остается два критерия, по которым многие вынуждены проводить закупки, – цена и срок. Мы вынуждены выбирать участника торгов, предложившего наименьшую цену, а не того, кто действительно может выполнить работу качественно, в соответствии с нашими требованиями.

Проблема закупок по минимуму сложилась из-за системы сметного ценообразования проектов, уверен Алексей Шашкин. Изначально формируется смета проекта, и на ее основе определяется, можно ли по этим расценкам построить объект. В мировой практике система устроена проще, напоминает Алексей Шашкин: объявляя тендер, участникам не озвучивают итоговую цену, но при этом стоимость материалов в конкретном регионе обновляется в режиме онлайн. «Когда на экране всем видно, сколько стоит кубометр железобетона, ни у кого не окажется возможности утверждать, что заявленные работы могут стоить в два раза дешевле», – поясняет он.

Качественный провал

Несовершенная система торгов, безусловно, негативно сказывается на качестве строительных работ, но это не единственная причина. «Качество строительного производства по-прежнему остается важнейшей проблемой, – высказал общее мнение председатель комитета по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли в СЗФО, член совета НОЭКС, президент ГК «ННЭ» Александр Орт. – Это напрямую связано с несовершенством процессов технического и нормативного регулирования. Сейчас ведется подготовка к заседанию Госсовета, посвященному развитию строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности в РФ. В подготовленном документе отдельным пунктом выделено техническое регулирование, обеспечение безопасности и повышение качества строительной продукции.
Пристальное внимание к этим вопросам объяснимо, ведь без должной координации каждый год появляется огромное количество дублирующих и противоречащих друг другу норм, преследующих зачастую узковедомственные интересы, при этом создающих угрозу безопасности, затрудняющих трактовку норм проектировщиками, органами государственной экспертизы, надзорными органами. «Назрела необходимость в координации технического регулирования в строительстве единым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства», – процитировал документ Александр Орт.

Технический директор СРО НП «Строители Петербурга» Сергей Фролов объяснил суть нормативно-правовых коллизий. Одним из условий при вступлении России в ВТО было создание единой системы технического регулирования, которая подразумевает отказ от обязательного исполнения документов по стандартизации. Обязательные требования по безопасности должны устанавливаться только в технических регламентах. В строительной отрасли принят технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», содержащий минимальные требования по безопасности: механическая устойчивость, огнестойкость, сейсмическая устойчивость, радиационная устойчивость… всего восемь видов устойчивости. Разрабатываемый технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий» прошел только первое чтение в Госдуме в 2010 году, и больше к нему не возвращались. Получается, что законодательные требования к безопасности строительных материалов и изделий законодательно не установлены.

Документы по стандартизации – национальные стандарты, стандарты организации, своды правил – стали применяться на добровольной основе. При этом используемый в цивилизованном мире ссылочный механизм на те стандарты, в которых расшифровываются в цифровых значениях указанные требования по безопасности, не был создан. «Добровольность у нас стали понимать по-своему: хочу – выполняю, хочу – нет. Так мы разрушили нашу нормативную базу, по крайней мере в строительстве», – констатировал Сергей Фролов.
Кроме этого, в 2002 году законом «О техническом регулировании» отменили закон «О стандартизации». «Когда проанализировали, то увидели, что стандартизация в 184-ФЗ «О техническом регулировании» направлена только на обслуживание технических регламентов. Между тем стандартизация – это более обширная сфера деятельности. Только в прошлом году вновь приняли закон «О стандартизации», без которого отрасль жила последние 8 лет», – отметил Сергей Фролов.

Сейчас в закон «О техническом регулировании» вводятся три новых документа, которые находятся на общественном обсуждении. А именно: строительные нормы, которые станут обязательными, технические нормы – уже для добровольного исполнения, а также свод правил для проектирования и строительства. Спустя годы мы начинаем возвращаться к тому, что было разрушено.

Между тем бизнес, который дорожит своей репутацией, был вынужден усиливать внутренний контроль. «Из-за отсутствия многих норм и правил, внятных СНИПов, контрольных органов наша компания вынуждена была увеличить отдел службы качества. По сути, мы создали внутренний технадзор», – уточнила Елена Лашкова.

Увы, но саморегулирование (СРО), введенное в строительной отрасли как один из инструментов, защищающий рынок от некачественных материалов, услуг и работ, оказалось неэффективным. «СРО – это нарыв на теле отрасли. Саморегулируемые организации только аккумулируют миллиарды рублей. Идея их функционирования сведена к выдаче допусков на отдельные виды строительных работ. Вопросы качества и другие проблемы бизнес-сообщества их не интересуют, – уверен почетный строитель России, вице-президент, директор Петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан. – Необходимо вернуться к лицензированию строительной деятельности. Сегодня допуски обходятся в 7,6 раза дороже, чем былые лицензии. Кроме того, если лицензии действовали в субъекте РФ, то сейчас в любой организации можно купить допуск, который действует на территории всей страны. Это преступно, и с этим надо кончать».

В свою очередь, Алексей Шашкин заметил, что система саморегулирования могла стать эффективной и полезной, если бы изначально была поддержана идея объединения не юридических, а физических лиц. Компетенцией обладает конкретный человек, который привносит в компанию свои знания и опыт. Например, в США создан Национальный институт гражданских инженеров, который выдает право подписи на чертежах. Такой принцип самоорганизации стимулирует людей заботиться о своей репутации и положении на рынке и фактически исключает возможность злоупотреблений и попустительства, резюмировал Алексей Шашкин.
Идеи СРО в строительстве и проектировании начали буксовать, согласился член президиума Национальной палаты кадастровых инженеров, председатель совета Ассоциации «Сообщество кадастровых инженеров» Алексей Лебедев. Он напомнил, что в 2012 году, после отмены госрегулирования, кадастровая сфера стала открытой. С одной стороны, конкуренция полезна, с другой – на рынке кадастровых услуг появилось много нарушений, качество работы стало снижаться. Как следствие, у застройщиков, граждан поя вилось много нареканий, возросло количество судебных разбирательств, оспаривающих результаты работы кадастровых специалистов.

Чтобы навести порядок в этой сфере, была создана Национальная палата кадастровых инженеров. «Это такая надстройка, которая регулирует деятельность СРО. Мы добились того, что в конце 2015 года вышел 452-ФЗ, который откорректировал закон о кадастре, где прописали права и обязанности СРО в кадастровой деятельности, права и обязанности Национальной палаты как надстройки и регулирующего органа СРО в кадастровой деятельности. В нашем сообществе нет капфондов, поэтому нет нагрузки на бизнес. Задача СРО – не собрать и хранить средства, а развивать сообщество, стандарты, следить за качеством. СРО контролирует выполнение норм и правил, мы регулярно проводим для профессионального сообщества семинары, где разъясняем изменения законодательства.Также мы активно защищаем членов нашей ассоциации, в частности, на апелляционных комиссиях нам удалось сохранить аттестаты кадастровым инженерам в 100% случаев», – поделился опытом Алексей Лебедев.

Соломка для бизнеса

Профессионалы страхового и юридического рынка, в свою очередь, дали руководителям строительного бизнеса практические советы, как минимизировать риски и обезопасить бизнес от неплатежей при взаиморасчетах и при финансовом крахе партнеров. Как только ухудшается экономическая ситуация, растет число банкротств. Это законный способ уйти от долгов.

Вероятность столкнуться с проблемой банкротства партнеров в кризис велика. Поэтому информация, которой поделилась ведущий юрист ООО «Юридическая контора Гессена» Наталия Аксенова, может оказаться весьма полезной. Она, в частности, обратила внимание на то, что в судебной практике участились случаи привлечения к субсидиарной ответственности по долговым обязательствам директора и других лиц, дающих указания юридическому лицу. В случае если выявлено, что их указания привели к банкротству компании, их привлекают к субсидиарной ответственности по выплате долгов кредиторам. «Эти ситуации нужно контролировать, приглашать юристов, чтобы провести процедуры подконтрольно. Кроме того, необходимо внимательно отнестись к составлению договоров, особенно в части обеспечения исполнения обязательств, чтобы иметь возможность вернуть долги», – сказала юрист.

Как дополнила советник международной юридической фирмы Dentons Ольга Урюпинская, лучше обращаться к профессионалам на начальной стадии проекта, чтобы предупредить, а точнее, не допустить развития критической ситуации с подрядчиками, контрагентами, поставщиками. «Если чувствуете тонкое место в проекте, приходите заранее, чтобы все детали и нюансы были заложены и оговорены на стадии подписания договора», – посоветовала она.

Заместитель генерального директора ООО «Британский Страховой Дом» Анатолий Кузнецов напомнил, что позволяет сохранить бизнес и страхование, другими словами, правильно созданная страховая защита может компенсировать потери. Но прежде чем использовать этот инструмент, следует проверить надежность страховщика, предупредил он. «Известно, что за последние 12 лет отечественный рынок покинули более 1000 страховых компаний. Сегодня такие услуги предлагают 330 страховых фирм, из которых 28 находятся под санкциями и, скорее всего, вскоре тоже уйдут с рынка», – охарактеризовал ситуацию Анатолий Кузнецов.
Не менее острым и актуальным для строительной отрасли остается вопрос доступности банковских средств. Начальник отдела финансирования недвижимости управления кредитования и проектного финансирования Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Маргарита Клименко признала, что строительство и девелопмент недвижимости всегда относились к отраслям повышенного риска и остаются таковыми и сейчас, тем не менее банки продолжают их кредитовать. «Портфель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк по направлению «строительство и девелопмент» составил 111 млрд рублей, а это почти четверть нашего портфеля кредитования юридических лиц. Мы финансируем проекты строительства жилой и коммерческой недвижимости (склады, бизнес-центры, торговые комплексы), а также предоставляем кредиты под залог готовых объектов коммерческой недвижимости, генерирующих стабильный денежный поток. Также банк предоставляет кредиты и гарантии компаниям-подрядчикам», – рассказала Маргарита Клименко.

Несмотря на текущую рыночную ситуацию, банк продолжает финансировать строительные компании, индивидуально работая с рисками каждой сделки. Кроме того, банк разрабатывает и внедряет новые продукты. Например, в прошлом году ПАО Сбербанк начало кредитование застройщиков по программе строительства жилья для малообеспеченных семей в рамках сотрудничества с АИЖК. Проект популярен в регионах, где есть возможность возводить жилье при цене квадратного метра не более 35 000 рублей.

«Также Северо-Западный банк приступил в 2015 году к обслуживанию обособленных банковских счетов, задача которых контролировать целевое назначение денежных средств по договорам подряда. Этот банковский продукт сегодня особенно востребован, поскольку позволяет предотвратить нецелевое расходование денег, что особенно актуально при кредитовании подрядчиков и выплат им авансовых платежей. Скорее всего, популярность обособленных счетов будет только расти», – предположила Маргарита Клименко.

Татьяна Вильде


Строительство и городское хозяйство